roni_elman (roni_elman) wrote,
roni_elman
roni_elman

Рудольф Штайнер. Оккультная физиология. 2-я лекция, часть 1

Прага, 21 марта 1911 года




Изучая по ходу лекций, так сказать, преходящее, тленное, нам будет нелегко удерживать во внимании физический организм человека. Но мы убедимся, что именно этот путь приведет нас к познанию пребывающего, непреходящего, вечного в человеческой природе. И поскольку перед нами поставлена такая цель, то прежде всего необходимо, чтобы мы строго придерживались замечания, сделанного еще вчера во вступлении: относиться к физическому организму со всем возможным благоговением - как к откровению духовных миров. Проникнувшись хотя бы до некоторой степени духовнонаучными понятиями и чувствами, нетрудно осознать, что человеческий организм, во всей его огромной сложности, является самым значительным выражением, величайшим и важнейшим откровением духовных сил, тех сил, которые пронизывают и оживотворяют мир. И нам предстоит постепенно восходить, так сказать, от внешнего ко внутреннему.





Мы убедились вчера, что внешнее наблюдение, как дилетантское, так и научное, приводит нас к признанию, что человек, в известном смысле, представляет собой двойственность. Эта двойственность человеческого существа была бегло охарактеризована нами как представленная в органах, заключенных в защитные костные оболочки черепа и позвоночника, - в дальнейшем мы поговорим об этом еще подробнее. И мы убедились, что исходя только лишь из внешнего облика и внешней формы этой части организма человека уже можно получить предварительный взгляд на взаимосвязь двух видов жизнедеятельности, то есть так называемой бодрственной дневной жизни и, полной непредсказуемости, жизни сновидений. Еще мы узнали, что внешние формы рассмотренных нами органов являются своего рода отображениями, своего рода откровениями: жизни сновидений, этой хаотической жизни образов, и также бодрственной дневной жизни, наделенной остротой наблюдения.



Сегодня же бросим беглый взгляд на другую часть человеческого существа, не относящуюся к органам, о которых говорилось вчера. Даже самый поверхностный взгляд на эту, другую, часть человеческого существа может дать нам картину, в известном смысле противоположную той, которую мы получаем при изучении головного и спинного мозга. Оба названных органа окружены костными образованиями как защитной оболочкой. Наблюдая же другую часть человеческой природы, можно с определенностью сказать, что здесь костные образования вчленены большей частью вовнутрь организма. Конечно, это наблюдение совершенно поверхностно. Но мы вникнем глубже в устройство этой части человеческого существа, если рассмотрим наиболее важные системы органов отдельно друг от друга и сравним их, сначала внешне, с тем, что узнали вчера.



Прежде всего, предметом нашего внимания станет система органов, являющаяся аппаратом питания (Ernдhrungsapparat), и все то, что расположено между ним и сердцем - тем чудесным образованием, которое легко признать своего рода центром всей человеческой организации. Самый беглый взгляд показывает нам, что аппарат питания, как можно его популярно назвать, предназначен для принятия веществ из окружающего нас земного мира и подготовления их к дальнейшей переработке в физическом организме человека.
Мы знаем, что началом этого пищеварительного аппарата является рот. Отсюда пищеварительный аппарат протягивается вниз в форме трубки к органу, известному всем как желудок. Уже поверхностное наблюдение учит нас, что неиспользованная часть пищи просто выделяется, другая же часть из расположенных далее пищеварительных органов переводится в организм человека.



Также хорошо известно, что к пищеварительному аппарату примыкает то, что мы называем лимфатической системой - об этом я пока хочу сказать только схематично: она предназначена для принятия из пищеварительного аппарата питательных веществ в преобразованном состоянии. Итак, к пищеварительному аппарату, включающему в себя и желудок, примыкает еще одна система органов - лимфатическая система. Она состоит из каналов, проходящих через все тело, и, принимая переработанные пищеварительным аппаратом вещества, направляет их, уже преобразованными, в кровь. И далее, есть еще один член человеческой природы - система кровеносных сосудов, состоящая из различных по диаметру трубок, которая простирается по всему организму. Центром деятельности этой системы является сердце.



Как известно, из сердца расходятся сосуды, наполненные кровью, - артерии, они разносят по всем частям организма так называемую красную кровь. Кровь совершает определенный процесс во всех членах человеческого организма и направляется обратно по другим сосудам - по венам, которые возвращают уже измененную, преобразованную, так называемую синюю кровь в сердце. Мы знаем также, что эта измененная, ставшая непригодной кровь из сердца направляется в легкие, там она входит в соприкосновение с кислородом, находящимся в воздухе, тем самым обновляется и по венам возвращается к сердцу, чтобы начать новое круговращение по всему организму.



Приступая к изучению этих сложных систем, при котором уже внешнее наблюдение станет основой для оккультного исследования, остановимся на той системе, которая каждым признается центральной системой всего человеческого организма, это - система крови-сердца (das Blut-Herzsystem). Для начала задержим внимание на том, что кровь, после того, как она была использована, обновляется в легких, превращаясь из так называемой синей в красную, затем возвращается к сердцу, и от сердца красная кровь устремляется в организм для нового превращения. (Рисует на доске.) Учтите, все, что я здесь рисую, - всего лишь схема.



Вспомним вкратце, что человеческое сердце - орган, состоящий, прежде всего, из четырех отделов, из четырех камер, которые разделены внутренними стенками так, что можно различить два больших пространства в нижней части и два меньших - в верхней. Две нижние камеры обычно называют сердечными желудочками, две же верхние - предсердиями. Я не буду сегодня говорить о сердечных клапанах, но остановлюсь, чисто схематично, на важнейших процессах в деятельности этого органа. Здесь, прежде всего, ясно следующее: после того, как кровь устремилась из левого предсердия в левый желудочек, она вытекает затем через большую артерию и отсюда направляется по всему организму.



Теперь обратим наше внимание на то, что кровь сначала распределяется по всем отдельным органам, используется в организме, превращаясь в так называемую синюю кровь, и в этом качестве возвращается к сердцу, в правое предсердие. Оттуда она течет в правый желудочек, чтобы снова направиться в легкие, там обновиться и сызнова проделать свой путь по всему телу. Чтобы создать основу для оккультного метода наблюдения, очень важно учесть тот факт, что от аорты, очень близко от сердца, отходит отдельный поток, идущий в головной мозг для снабжения верхних органов человека , и оттуда использованная кровь возвращается в правое предсердие. Кровь, проходящая через мозг, претерпевает те же превращения, что и кровь, прошедшая через остальные члены организма.



Итак, существует меньший, дополнительный кругооборот крови, в который включен мозг; кругооборот, отдельный от большого, снабжающего весь остальной организм. ( Не путать с большим и малым кругом кровообращения. Рудольф Штайнер использует термины (по-видимому, образованные им самим) "kleiner Blutkreislauf'" и "grosser Blutkreislauf", которые переводятся здесь как "малый" и "большой кругооборот крови", что, разумеется, не тождественно большому и малому кругу кровообращения. - Прим. перев.) Сейчас исключительно важно хорошо усвоить именно этот факт. (См. рис. на стр. 32.)



Мы только тогда получим верное представление, которое сможет стать основой для оккультного исследования, если поставим перед собой вопрос: включены ли в большой кругооборот крови какие-либо органы, подобно тому, как в малый кругооборот включены верхние органы, то есть мозг? И в самом деле, как показывает уже поверхностное наблюдение, в большой кругооборот крови, в первую очередь, включен орган, который мы называем селезенкой, далее - печень и затем орган, содержащий желчь, вырабатываемую печенью. Все эти органы входят в большой кругооборот крови.



Если мы спросим о задачах этих органов, то внешняя наука ответит: печень вырабатывает желчь, которая вытекает по желчным протокам в пищеварительный канал и содействует переработке пищи, благодаря чему питательные вещества могут быть приняты лимфатической системой и переведены в кровь. Менее точно говорит внешняя наука о селезенке.
Изучая эти органы, мы прежде всего должны обратить взгляд на то, что они, так сказать, занимаются преобразованием пищи для человеческого организма, а, с другой стороны, на то, что все три органа включены в большой кругооборот крови. И включены они в него неспроста. Ибо эти три органа принимают участие в необходимой переработке питательных веществ, после чего преобразованные вещества поступают в кровь и разносятся по всему организму, чтобы непрерывно поставлять ему строительный материал.



Теперь вопрос: можем ли мы уже из внешнего наблюдения выяснить, каким образом селезенка, печень и желчь (В этом цикле лекций Рудольф Штайнер ни разу не использовал термина "желчный пузырь". Желчный же пузырь как таковой был упомянут лишь два раза - см. стр. 36 и 41. Там Рудольф Штайнер называет его особым органом, в котором сохраняется выделенная желчь. Желчь (в данном цикле) везде упоминается автором в ряду внутренних органов. - Прим. Перев ) принимают участие в общей деятельности человеческого организма?



Остановимся сперва на том факте, что эти органы включены в нижний {большой} кругооборот крови подобно тому, как мозг - в верхний {малый} кругооборот; и спросим-ка теперь (если мы действительно придерживаемся внешнего метода исследования, который впоследствии будет углублен), возможно ли, чтобы эти органы выполняли задачу, сходную, родственную функции верхней части человеческого организма - мозга? И какова эта задача?



(В нашем издании приняты следующие обозначения: (...) в круглых скобках - слова автора; в [...] квадратных - редакции немецкого издания; в {...} фигурных - переводчика.)
Давайте рассмотрим верхние органы человеческого организма, которые получают внешние чувственные впечатления и перерабатывают материал наших чувственных восприятий. Так, в голове осуществляется переработка внешнего мира, переработка тех впечатлений, которые притекают извне через органы чувств. Главную причину происходящего в верхних частях человека мы должны видеть во внешних импрессиях, во внешних впечатлениях. Воздействуя на верхние органы, внешние впечатления изменяют кровь (превращая ее из "красной" в "синюю") или, во всяком случае, содействуют этому, и посылают эту измененную кровь обратно к сердцу; точно так же к сердцу направляется измененная кровь из остального организма.



Трудно ли теперь прийти к мысли, что воздействие внешнего мира на кровь, которое он оказывает через врата органов чувств в верхних частях организма, в известном смысле соответствует воздействию на кровь, приходящему от внутренних органов - селезенки, печени, желчи? Верхняя часть человеческого организма раскрывается вовне для восприятия воздействий внешнего мира. Подобно тому, как кровь направляется наверх, чтобы получить впечатления из внешнего мира, она направляется и вниз, чтобы принять то, что приходит от нижних органов. Как уже было сказано, наша верхняя организация получает воздействия из окружающего мира через органы чувств. Если же представить себе этот процесс стянутым, сжатым в одном центре, то можно будет получить нечто аналогичное тому, что происходит благодаря печени, желчи и селезенке: преобразование веществ, взятых из внешнего мира. Углубившись в сказанное, вы найдете, что это не совсем уж странная мысль.



Представьте себе, что различные чувственные впечатления, притекающие из внешнего мира, как бы стянуты воедино, уплотнены до плотности органов, помещенных внутри человека и включенных в кровообращение. Таким образом, верхняя часть человеческого организма вступает в такое же отношение с кровью, как и внутренние органы: печень, желчь, селезенка. Итак, внешний мир, окружающий в верхней организации наши органы чувств, как бы спрессован в органы и помещен вовнутрь человека. - Один раз мир касается нас извне: он воздействует на нашу кровь, проникая в верхнюю часть организма через органы чувств; а второй раз мир таинственным образом действует изнутри, развивая свою деятельность в органах, являющихся сжатыми процессами макрокосмоса, которые, как таковые, также воздействуют на кровь.



Выражаясь схематично, можно сказать так: представим себе внешний мир, воздействующий со всех сторон на органы чувств, и представим кровь, которая, подобно некой пластине для оттисков, воспринимает все впечатления внешнего мира, - и мы получим нашу верхнюю организацию. Теперь представим себе, что весь внешний мир стянут воедино, сжат в отдельные органы, и этот, так сказать, экстракт мира помещен вовнутрь нас таким образом, что он также воздействует на нашу кровь, но с другой стороны. В такой, весьма непривычной форме мы можем получить схематичное представление о внешнем и внутреннем существе человеческого организма. Можно было бы, в известном смысле, сказать, что головной мозг, собственно, соответствует нашей внутренней организации; последняя заполняет грудную и брюшную полости, - то есть внешний мир как бы находится внутри нас.



Даже в организации, которая служит главным образом процессам питания и которую мы рассматриваем как подчиненную, есть нечто таинственное: весь внешний мир сконцентрирован в совокупность внутренних органов. Изучая печень, желчь, селезенку, мы можем заключить: селезенка - первый из органов, встречающихся потоку крови. Это примечательный орган, в его наполненную кровью ткань погружено большое количество крошечных зернышек, выделяющихся своей белизной. Если представить взаимоотношение крови и селезенки, то селезенка подобна ситу, через которое процеживается кровь, чтобы затем быть предоставленной другому органу, также являющемуся в некотором смысле сморщенной частью макрокосмоса. На следующей ступени кровь встречается с печенью. Печень, в свою очередь, выделяет желчь, которая сохраняется в особом органе; оттуда желчь переходит в питательные вещества и, вместе с преобразованными питательными веществами, попадает в кровь.



Предоставление себя (das Sichdarbieten) крови этим трем органам мы можем представить только в таком порядке: орган, первый встречающийся с кровью, -селезенка, второй - печень, и третий орган, имеющий, в сущности, очень сложные отношения со всей системой крови (Blutsystem), - желчь. Так как желчь соединяется с питательными веществами и принимает участие в их переработке, она считается особым органом. Эти органы из совершенно определенных оснований оккультистами всех времен наделялись известными названиями. Я вас очень серьезно прошу не придавать пока этим наименованиям особого смысла и не брать во внимание то, что они могут означать в других областях. Позднее мы увидим, почему были выбраны именно такие названия.



Так как селезенка является первым органом, с которым встречается кровь (что становится ясным из чисто внешнего сравнительного наблюдения), оккультисты древности сочли наилучшим назвать ее тем именем, которое носит звезда, стоящая первой в Солнечной системе, поэтому селезенка была названа Saturnus, или внутренним Сатурном в человеке. Подобным же образом были именованы: печень - внутренним Юпитером, и желчь - внутренним Марсом. Давайте пока не будем думать ни о чем другом в связи с этими именами, кроме того, что мы их выбрали, придя - пока гипотетически - к воззрению, что внешние миры, доступные нашим органам чувств, как бы сжаты, стянуты в органы и обращены к нам в качестве внутренних миров, - те внешние миры, которые обращены к нам в лице планет.



Теперь мы уже можем сказать: те внешние миры воздействуют на кровь, проникая извне через органы чувств, внутренние миры оказывают такое же воздействие на кровь, но изнутри.
Сейчас мы, конечно, найдем существенную разницу между описанным вчера своеобразием человеческого головного мозга и тем, что воздействует на нашу кровь, являясь своего рода внутренней мировой системой. Разница просто состоит в том, что человек поначалу ничего не знает о происходящем в нижней части его организма; то есть он ничего не знает о впечатлениях, производимых на него внутренним миром - так сказать, внутренними планетами. В противоположность этому, характерно, что внешний мир производит на человека сознательные впечатления. В каком-то отношении мы можем назвать внутренний мир - миром бессознательного, в противоположность сознательному миру, известному нам по деятельности головного мозга.






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments