roni_elman (roni_elman) wrote,
roni_elman
roni_elman

Беспилотные автомобили — осталось всего лишь несколько лет




У беспилотных автомобилей есть шесть уровней развития. Второй уровень — это активный круиз-контроль, который уже давным давно ставится на серийные автомобили. Четвёртый уровень — водитель может сесть на заднее сиденье и расслабиться, пока машина везёт его по улицам со спокойным движением. Пятый (последний) уровень — водитель не нужен вообще, руль с педалями выполняют исключительно декоративную функцию.



Так вот, машины четвёртого уровня уже выпущены на вольный выпас. Месяц назад «Вэймо» (родственница «Гугла») вывела такие машины на дороги Чандлера, американского города размером чуть больше нашего Новороссийска. Автомобили возят участников раннего доступа в качестве такси:

https://www.theverge.com/2017/11/7/16615290/waymo-self-driving-safety-driver-chandler-autonomous

Вот видео работы нового сервиса. Обратите внимание — за рулём никого нет, робот едет самостоятельно:




Опыт «Вэймо» доказывает, что уже сейчас на улицы городов можно выпускать роботизированные такси — дело только за обновлением законодательства и тому подобными формальностями. Собственно, крупные агрегаторы, такие как «Убер», уже активно готовятся к следующей стадии рынка — недавно «Убер» заключил с «Вольво» соглашение о поставке пробной партии в 24 тысячи роботизированных такси:

https://ria.ru/analytics/20171128/1509709366.html

Суть комбинации, которую, видимо, собирается провернуть Uber, довольно проста. Сначала набрать огромную клиентскую базу за счет низких цен и массированной рекламы. Далее — захватив достаточно большую долю рынка, заменить живых водителей роботами-автопилотами. В завершение: за счет централизации и экономии на рабочей силе начать зарабатывать, сохраняя при этом прежние сверхнизкие цены, которые отсекают от рынка конкурентов с живыми водителями.

Если у Uber все получится, компания перестанет быть всего лишь посредником между пассажирами и таксистами, а станет огромным таксопарком с хорошей рентабельностью. Полагаю, снижение числа жертв аварий явится одним из главных аргументов для законодателей, чтобы быстро легализовать беспилотные автомобили по всему миру.


Активнейше работает в этом направлении и наш «Яндекс». Сейчас он обучает свой автопилот водить в условиях покрытых снегом и обледенелых дорог. Как видите, роботы спокойно справляются с задачей — правильно определяют границы дороги, останавливаются перед пешеходами:

https://nplus1.ru/news/2017/11/28/yandex




Это, кстати, ответ на вопрос «как будут роботы ездить в России». Судя по всему, ездить они будут отлично, куда как лучше, чем живые водители, процент лихачей и раздолбаев среди которых достаточно велик. Один только пример — в наших широтах многие водители выезжают на дороги, не удосужившись очистить от наледи лобовое стекло. Разумеется, регулярно попадают из-за этого в ДТП, которых робот бы не допустил:

https://auto.onliner.by/2017/11/23/dtp-8968

Так что, коллеги, всё идёт к тому, что в 2019-2021 годах робомобили из единичных стаек станут массовым явлением. При этом радоваться этому, пожалуй, бессмысленно: ибо бонус в виде такси-почти-по-цене-бензина, который мы получим, не идёт ни в какое с проблемой безработицы, которая накроет нас вместе с первыми роботакси. Напомню, профессиональный водитель — самая распространённая профессия в России.

Теоретически эту проблему можно было бы если не решить, то хотя оттянуть лет на 15-20: понизить пенсионный возраст до 45 лет, перейти на трёхдневную рабочую неделю. На практике однако креститься мужик начнёт только тогда, когда гром, наконец, грянет.

Полагаю, относительно скоро всё трудоспособное население начнёт стремительно делиться на две неравные части. Меньшая часть будет много работать и ещё больше учиться, осваивая «бигдату», «машинное обучение» и тому подобные востребованные в новом мире навыки. Большая часть, не выдержав прямой конкуренции с роботами, начнёт исход во внутреннюю Монголию — на свой участок в шесть соток или в виртуальный мир танков с драконами.

Конкретно в России, надеюсь, катастрофы не произойдёт, курс на цифровую экономику должен сделать нас достаточно конкурентоспособными, чтобы пособие по безработице позволяло закрыть хотя бы базовые потребности граждан. В других странах, увы, ситуация может дойти до куда как более тяжёлых стадий, вплоть до столь ярко описанной в «Мародёре» антиутопии.




Tags: люди, общество, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments