roni_elman (roni_elman) wrote,
roni_elman
roni_elman

Итоги 2017 года для Великого Новгорода и Новгородской области

2017 год подходит к своему завершению, и сейчас уже можно подвести некоторые его предварительные итоги, а через них попытаться понять – что нас ждет в следующем, 2018 году. Я обратился к известным новгородским политологам, политикам, общественным деятелям, предпринимателям, журналистам с просьбой подвести личные положительные и отрицательные итоги уходящего года для Великого Новгорода и Новгородской области. И вот какая картина мнений получилась.





Поездка Владимира Путина в Великий Новгород, 18 апреля 2017 года. Фото: www.kremlin.ru

Александр Жуковский, политолог, социолог: «Фон для подведения итогов 2017 года не самый удобный. Страна уже год как застыла в совершенно невнятной ситуации: то ли какой-то период закончился, то ли какой-то еще только должен начаться; то ли всё хорошо, то ли всё плохо. При этом Новгородская область вошла в 2017 год с позитивными настроениями, прежде всего, вызванными позитивными ожиданиями «белой полосы» после уже ряда «серых». В общей сложности 26 лет функционирования Новгородской области с устойчивым минусом к региональной власти (за это время были назначены и досрочно отправлены в отставку два губернатора) - достаточный срок, чтобы «испортить» настроение многим (а некоторым и характер) и заставить задуматься.



2017 год стал годом «итогов» последних 10-ти лет ожидания исполнения обещаний от теневого (преступного) режима, а также благ, развития от выбранного в Москве, «прогрессивного» губернатора-«освободителя» Сергея Митина, оказавшегося не таким уж прогрессивным и не таким уж некоррумпированным, что подтвердили указ президента от 13 февраля 2017 года о его досрочном сложении полномочий и многочисленные отрицательные реакции (не анализ) из центра на социально-экономическое состояние Новгородской области. В очередной раз «освобожденная» Москвой от пут коррупции, неэффективного регионального управления и так и «не до конца раскрытого потенциала» прежнего губернатора Сергея Митина Новгородская область двинулась в новое будущее с подновленной риторикой, «свежими» идеями, благими намерениями и яркими инициативами. После продолжительного гнета неадекватных «крепостных СМИ» и информационной политики в регионе общественным настроениям объективно просто необходимо было «выплеснуться», высказаться, разобраться, сделать анализ произошедшего, дать оценки, наставления и наказы на следующий временной цикл. Это некоторым образом было реализовано, но весьма спонтанно и в усеченном виде. Региональная команда работала в своем сценарии и режиме, а общественные настроения - в своем. Для многих так и не хватило диалога с новым губернатором. Найти с ним и его командой общий язык так же у многих не получилось.

Кроме того, был нарушен сложившийся принцип «одного окна» - доминирования мнения губернатора. В риторику и практику пришли новые, сервисные по отношению к управлению функции, которые ранее были только декорациями. Само по себе это очень правильное направление, однако, в его исполнении глубокое неудовольствие вызвали те обстоятельства, что такими сервисными активностями стали не «раскрепощенные» местные площадки, а внешние акторы, и это вновь актуализировало тему «варягов» в общественных настроениях.
Смелые заявления новой команды о желании что-то изменить в системе управления, да еще и в контексте прогрессивных проектных представлений, о которых в России уже мечтают больше 10 лет, очень позитивно были восприняты в обществе, но в исполнении для большинства оказались непонятными. Разногласия и напряжение вызвали узнаваемые «картинки» возврата к прошлому и множество суждений, продолжающих рассыпать доверие власти и управлению. Примером разрыва «Слова и Дела» остались так и спущенный на тормозах наболевший и не решенный комплекс вопросов отношений в Великом Новгороде.

В информационной политике и политической культуре Новгородской области не сложилось и не принято опираться на общественное мнение, как нет (и не развивается) теория и практика работы с ним. Новая команда, как и когда-то старая, на субъективном уровне продолжает терять свой объект управления (на уровне общественного мнения). Прорывающиеся в регион внешние данные об опросах населения из центральных СМИ - это единственная «утечка» и плохое эхо федеральных манипуляций. Такая «внутренняя политика» в регионе продолжает разрывать гармоничные отношения власти с населением».


Антон Морозов, депутат Государственной думы VII созыва от Новгородской области: «Положительные итоги. В начале года в городе и области сформировался четкий запрос на радикальные политические перемены, смену губернатора и его команды. Этот запрос был реализован президентом, который прислал нового управленца - врио Никитина в феврале. Его сразу окрестили «молодым технократом» и возложили большие надежды, как на человека новой формации, имеющего серьезные связи в Москве и способного вывести область из затяжного пике, в которое вогнали прежние руководители. Некоторые московские и областные чиновники даже называли Никитина ласково «наш мальчик». Прекращён многолетний конфликт между губернатором и мэром Великого Новгорода, несмотря на то, что Никитин не смог обеспечить Бобрышеву обещанную за лояльность сенаторскую должность. Начали приводить в порядок «опорную сеть дорог», на что из Москвы выделили более миллиарда рублей.

Отрицательные итоги. Конкурентной избирательной кампании не получилось, Никитин победил лишь за счёт мобилизации админресурса и монополизации информационного поля, а также навязывания избирателю имиджа «ставленника президента» практически без каких-либо собственных достоинств и заслуг. Бюджетная политика нового губернатора оценивается многими экспертами, как «распил» в стиле АСИ - вывод средств на сомнительные проекты вроде стратегических сессий, кванториумов, «Руси Новгородской», АРНО и т.д. При этом лоббистских возможностей губернатора явно не хватило для получения ощутимых субсидий из федерального бюджета на 2018 г., а возможности депутатов Госдумы от Новгородской области (Коровников, Федоров, Чепа и Морозов), насколько мне известно, не были задействованы вообще.

Большой негативный резонанс вызвало решение увеличить зарплату чиновникам и самому губернатору, а также решение об увеличении тарифов на ЖКХ в следующем году.
В общем, складывается ощущение, что «молодой технократ» пришёл в область абсолютно неподготовленным, не заручившись необходимыми связями и без достаточного знания территорий. Из-за этого новгородцев ждут лишь сомнительные эксперименты и стремительное ухудшение качества жизни, особенно на удалённых территориях.


Любовь Андреева, главный федеральный инспектор по Новгородской области в 2001-2004 гг., старший научный сотрудник Новгородского филиала Современной гуманитарной академии: «Положительным поворотным событием 2017 года для Новгородской области стала смена руководства в связи с приходом нового губернатора Никитина. Произошла частичная ротация аппарата управления, а главное - методы и достижения за последние 10 лет губернатора Митина были поставлены под сомнение. Другим значимым моментом стало принятие бюджета Новгородской области. Важно, что область будет жить по законным финансовых правилам, а, как показывает практика, уже в январе правила можно скорректировать. Для Великого Новгорода в 2017 году ничего положительного не наблюдается, по-видимому, все произойдет в 2018 году.

Отрицательные итоги для Новгородской области:
1. Отсутствует правовая база, обеспечивающая стратегическое развитие области. Обозначены только отдельные тактические направления для развития экономики, финансов, социальной сферы, не связанные между собой. «Отдельные шаги – не показатель маршрута и цели движения».
2. По-прежнему не выработаны новые правила взаимоотношений муниципальных образований и субъекта федерации (метод лучшего муниципалитета со «школьными показателями» уже изжил себя).
3. Бюджет не обеспечивает социальных гарантий и при увеличении финансовой нагрузки, неизбежно будет дефицитным и, возможно, придется просить дополнительные дотации, кредиты.
4. В управлении областью чрезмерная надежда на «отдельных руководителей» в ущерб «коллективному разуму».
5. Низкий уровень развития законодательной базы области и взаимодействия с муниципальным правом, в том числе отсутствие публичности принятых решений (например, договор концессии).
В области наблюдается высочайший уровень правового нигилизма.


Анна Черепанова, председатель Новгородского регионального отделения партии "Яблоко": «Положительные итоги. Для меня лично этот год принес изменения - я была избрана председателем Новгородского регионального отделения партии «ЯБЛОКО», мы с коллегами выступили с инициативой проведения референдума за прямые выборы мэра Великого Новгорода и глав муниципальных районов, подготовили большой экспертный доклад о бюджетной политике Новгородской области. Главным политическим итогом 2017 года стала отставка Сергея Митина с должности губернатора Новгородской области, которая стала следствием экономического, бюджетного и социального кризиса в регионе, низкого уровня доверия общества, разлада в системе управления. Это событие в жизни Новгородчины можно смело оценивать со знаком «+». Наконец, после 9,5 лет авторитарного правления Митина с его удушливой атмосферой открылось окно возможностей для изменения экономической и социальной политики, выстраивания конструктивных отношений с гражданским обществом, оппозиционными партиями, местным самоуправлением, создания новой эффективной управленческой модели, кооптации во власть профессионалов. Но, не успев открыться, тут же и закрылось.

Отрицательные итоги. Если сам факт смены руководителя региона можно оценивать положительно: вместо возрастного Митина пришел молодой технократ Никитин, то дальнейшее развитие событий показало, что «шило поменяли на мыло». Кредит доверия, выданный новгородцами новому губернатору Андрею Никитину, был им стремительно исчерпан. На мой взгляд, администрация Президента совершила кадровую ошибку, предложив к назначению губернатором человека, неподготовленного к управлению регионом, не обладающего лидерским потенциалом, не политика. Он и сегодня ментально остается главным менеджером АСИ, не очень понятной структуры, осваивающей большие бюджетные деньги на декоративные проекты.

Скорость, с которой Андрей Никитин совершает ошибки в экономической и бюджетной сфере, кадровой политике настолько высока, что боюсь, скоро по количеству непопулярных и неэффективных решений он догонит и перегонит господина Митина. Я имею в виду и нечестно проведенные выборы губернатора Новгородской области, понятно, что Никитин их выиграл за счет административного ресурса, когда кандидаты были поставлены в неравные условия, меня – кандидата от «ЯБЛОКА» вообще не допустили до выборов. Кстати, Митин делал тоже самое – провел в 2012 году неконкурентные управляемые выборы, отсеял неугодных кандидатов и победил. Кадровая политика тоже выглядят добротной копией решений бывшего губернатора Митина, которого Никитин назначил на должность сенатора от Новгородской области. Ее суть - сохранение за менеджерами бывшей команды ключевых должностей (то же самое в свое время делал Митин, привлекая к работе чиновников из команды Прусака) и призыв "варягов" для управления Новгородской областью (тоже «митинская» практика). Даже с помпой объявленные кадровые конкурсы, вроде бы призванные обновить бюрократию оказались пшиком, - на деле привели к перемещению чиновников из одних кресел в другие.

На фоне ухудшения экономических показателей области, социального самочувствия региона губернатор Никитин повышает зарплаты чиновникам (здесь - отличие, Митин на такие шаги шел с большой осторожностью), увеличивает и так завышенные тарифы коммунальным монополиям, сокращает социальные расходы бюджета. Даже стратегию развития Новгородской области несмотря на распиаренные форсайт-сессии Никитин оставил прежнюю «митинскую», не выдерживающую никакой критики. До сих пор обществу не предъявлена ни новая программа развития Новгородской области, ни портфель инвестиционных проектов, ни современные эффективные формы взаимодействия с обществом. Все ограничилось лакировочными проектами: «Кванториум» - в образовании, «Русь Новгородская» - в туризме, вежливая регистратура и бережливая поликлиника плюс блокчейн лекарств – в здравоохранении и так далее и тому подобное. Наверное, большего и невозможно было ожидать от представителя странной организации под аббревиатурой АСИ, волею судьбы и Президента России откомандированного в Новгородскую область.


Евгений Чупрунов, политолог: «Положительным итогом уходящего года можно назвать уход Сергея Митина с занимаемого им без малого десять лет поста губернатора. За два срока Митин показал все, на что был способен в качестве руководителя региона: в условиях геополитической стабильности и высоких цен на нефть, проведения праздничных мероприятий федерального уровня (ганзейские дни, 1150-летие Великого Новгорода) и неиссякающих вливаний и кредитов – у Митина получалось руководить, возможно, не так плохо. Однако столкнувшись с кризисом, губернатор не смог предложить ничего лучше, кроме как начать войну с местными элитами за передел финансовых потоков - в итоге это привело к управленческому коллапсу и рекомендованной сверху отставке.

Второй положительный (пока с вопросительным знаком) момент в уходящем году – назначение на пост губернатора Андрея Никитина. Если Сергей Митин и Михаил Прусак были людьми с советским мышлением, выходцами из сплоченных рядов партноменклатуры, то Никитина можно отнести к принципиально иному поколению. Анализируя личность нового губернатора я бы избежал избитого термина «технократ», использовав вместо него понятие «системный либерал». Новый губернатор открыт для московского и зарубежного опыта, беспартийный, мыслит принципиально иными категориями, нежели его предшественник Сергей Митин. Пока рано говорить, справится ли новый губернатор с возложенными на него задачами.

Отрицательные итоги. Несмотря на отставку Митина, в регионе так и не произошло полномасштабного обновления политической системы. В разгар внутриэлитного конфликта была информация, что в АП рассматривают вариант снятия со своих постов представителей обеих конфликтующих сторон. Однако этого не произошло – Сергей Митин отправился в отставку, а Юрий Бобрышев, по-прежнему, сидит на своем месте, несмотря на то, что заявлял о готовности оставить мэрское кресло. Данная ситуация создала в рядах местных элит ошибочное представление, что именно они являются победителями и выгодоприобретателями в конфликте мэр-губернатор.

Лакмусовой бумажкой стала ситуация, когда один депутат областной думы в ответ на соответствующий вопрос журналиста заявил, «что это не он должен быть заинтересован во встрече с новым губернатором, а губернатор должен быть заинтересован во встрече с ним». Естественно, Андрей Никитин также не промолчал, заявив через некоторое время, что он вычеркивает из списка своего общения политически ангажированных журналистов. Таким образом, мы можем говорить о том, что в регионе формируется новый очаг нестабильности - в лице местных элит, намеренных навязать новому губернатору свои правила игры. Иначе говоря, негативная новость этого года состоит в том, что в ближайшем будущем мы можем увидеть практически зеркальное повторение конфликтной ситуации между губернатором и местными элитами, которая лихорадила регион в последние годы губернаторства Сергей Митина.

В регионе, похоже, уже созданы все предпосылки для новой информационной войны между губернатором и местными элитами. 2017 год не прошел даром: крупные игроки активно скупали информационные ресурсы, создавали новые площадки, заточенные под лоббирование интересов их владельцев. Баланс количества провластных информационных инструментов и аналогичных медиа-инструментов в руках условной «оппозиции» (оппозиции не столько политическому режиму в целом, сколько лично главе региона), серьезно пошатнулся, - неподконтрольных региональной власти СМИ стало больше.

Второй отрицательный итог – это осознание того, что денег из федерального центра не будет по простой причине – их нет. Эксперты небезосновательно предполагали, что федералы выделят под нового губернатора финансовые ресурсы с целью наведения порядка в расстроенной финансовой системе Новгородчины. Этого не произошло. Эпизодические целевые поступления из центра не в состоянии исправить ситуацию, поэтому остаются непопулярные меры: экономия на здравоохранении, образовании, культуре, социалке в целом, повышение тарифов и проч. В будущем мы увидим еще немало других решений, способных спровоцировать острый негатив в обществе.

Третий итог. Несмотря на значительные усилия, Андрей Никитин так и не смог полностью сформировать новую команду. На оплату услуг иногородних командировочных, которых, вероятно, Никитин изначально планирновал сделать костяком своей команды, нет денег. Платить же адекватные, по московским меркам, зарплаты, губернатор сможет лишь крайне ограниченному кругу лиц. Поэтому в кадровой политике придется, так или иначе, опираться на местных специалистов, большинство из которых неизбежно имеют давние связи с различными региональными группами элит.

Резюмирую: в 2018 году нас ждут повышения тарифов, оптимизации, слияния, небольшие зарплаты, внутриэлитные конфликты и протесты населения, непопулярные решения власти и т.д., а на фоне всего этого Андрей Никитин будет продолжать попытки выстраивания рабочего механизма управления регионом.


Алексей Сабельский, журналист, депутат Думы Великого Новгорода: «2017 год оказался разрушительным для местных политических мифов. Новый губернатор Андрей Никитин быстро избавился от ореола человека, близкого Владимиру Путину. Он на своем примере показал, что для системных изменений в управлении регионом мало просто поменять первое лицо. Конфликт между областной и городской властью был исчерпан, и мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев растерял своих тактических сторонников среди критически настроенных к власти людей. «Новая» власть, несмотря на объявленную технократичность, продолжила курс на конфронтацию с демократической оппозицией, давая возможность зарабатывать политические очки парламентским партиям.

Отрицательные итоги. Избрание нового губернатора. Андрей Никитин произвел кратковременный вау-эффект на новгородцев. На фоне архаичного политического тяжеловеса Сергея Митина молодой и не бросающийся на людей чиновник олицетворял собой курс на обновление. К сожалению, за ним приехала целая команда посредственных управленцев, и смысл их назначений Андрей Сергеевич внятно объяснить не смог. Остались на своих местах и системообразующие заместители из команды предыдущего губернатора Вероника Минина, Игорь Верходанов и ряд чиновников рангом пониже. Осенние выборы превратились в операцию по консервации системы, в которой нашлось место и Сергею Митину. Внутри «Единой России» было объявлено «перемирие». Юрий Бобрышев продемонстрировал готовность работать в интересах областного правительства, а Сергей Митин сохранил влияние на регион.

До избрания губернатора в область приезжали Владимир Путин и Дмитрий Медведев, федеральные министры и другие чиновники, чтобы показать, что область будет развиваться под пристальным вниманием Москвы. Люди в это поверили слабо — 68 процентов за Никитина при ужасно низкой явке и отсутствии несогласованных оппонентов выглядят неубедительно. А скромные федеральные дотации и падение интереса Москвы к региону окончательно развеяли этот миф.

Падение качества новгородских медиа. Летом сменились учредитель, редакция и редакционная политика интернет-газеты «Ваши новости». Вместо новостей его главным ресурсом стали многочисленные комментарии и «набросы», часто стыдливо прикрытые подписью «Редакция». Так как «Ваши новости» были и остаются крупным игроком, новгородское пространство с их маргинализацией заметно просело. Зато с приходом бывшего главреда «Ваших новостей» Ольги Лавровой стали интереснее «53 новости», на которые в последнее время смотреть было совсем тоскливо. На этом фоне продолжили качественно расти «ВНовгороде.ру», «Новгород.ру» и «Новгородский портал».

Областной медиахолдинг «Агентство информационных коммуникаций» после смены руководителя не стал лучше, хотя новый главный редактор «Новгородского телевидения» Диана Васина и делала подчас удачные попытки сделать главный ресурс холдинга интереснее. Директор АИКа Сергей Бондаренко объявил войну «продажным блогерам», среди которых он назвал Владимира Львовского, главреда «Новгородского портала» Антония Киша и анонсировал новые имена. В результате пострадал экс-директор АИКа Анатолий Гусев. Львовский и Киш репутационных потерь не понесли.

Положительные итоги. Конец безвластия в новгородском «Яблоке» и новые лица новгородской оппозиции. Несколько лет турбулентности в управлении единственной действующей в регионе демократической оппозиционной партии остались позади. Уход Константина Хиврича из «Яблока» я считаю большой потерей, но она полностью компенсировалась избранием боеспособного руководства под управлением опытного администратора и интеллектуала Анны Черепановой. С лета новгородское «Яблоко» сосредоточилось на политической работе. Свои силы при скромных ресурсах яблочники демонстрировали на выборах в 2013 и 2016 годах, поэтому Анну Черепанову отодвинули от избирательного процесса через подконтрольных внутриполитическому блоку муниципальных депутатов. Эти трудности закалили демократов, готовящихся взять реванш на городских выборах в 2018 году. Параллельно с этим новгородские «Коммунисты России» сблизились с «Другой Россией» и «Левым блоком», образовав объединенную несистемную ультралевую оппозицию. Их взгляды мне не близки, но при имеющемся запросе на левый популизм такая конструкция имеет право на существование и способна доставить проблемы умеренным КПРФ и ЛДПР в 2018 году.


Александр Костюхин, предприниматель, мэр города Боровичи в 2005-2010 гг., учредитель дискуссионного клуба «Вечевой колокол»: Если говорить о положительных итогах, то уходящий год запомнился, прежде всего, сменой губернатора. У людей появилась надежда на обновление власти и, как результат, – на улучшения социально-экономического положения в области. Наконец-то дошла очередь до дорог Боровичи-Крестцы и Боровичи-Перелучи: их начали ремонтировать. Жизнь заставила областную власть оптимизировать расходы: правда, как обычно, начали они с простых людей, а не с себя.

Передача с 2018 года 50% налога по упрощённой системе налогообложения (УСН) на уровень муниципалитетов. Передача муниципалитетам налогов от вновь открытых предприятий. Очень правильно, что в сфере здравоохранения на следующий год запланирована диспансеризация населения и отдельный акцент будет сделан на выявление рака груди у женщин, для чего планируется закупить значительное число маммографов. Я – сторонник здорового образа жизни. Если человек все-таки заболел, то почти все болезни, выявленные на ранней стадии, излечимы. Приятно, что одна моя инициатива, которую я предлагал в 2015-2016 годах, претворилась в жизнь и даже превратилась в федеральную программу «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году. На программу в масштабах всей страны выделено 20 миллиардов рублей. Новгородской области на эти цели выделены 180 миллионов рублей – хорошо то, что 2017 годом действие программы не заканчивается. В нашем регионе в сентябре утверждена программа «формирование современной городской среды на 2018-2022 годы».

Также у второй моей инициативы были все шансы претвориться в жизнь в 2017 году: но из-за смены власти в Боровичском районе этот проект в этом году так и не был реализован. Речь идет о получении Боровичским районом статуса ТОР или ТОСЭР, надеюсь, что наше начинание будет реализовано в 2018 году.

Отрицательные итоги. К отрицательным итогам года, можно отнести качество исполнения того, что мною записано в графу «положительные итоги». Деньги выделены на формирование комфортной городской среды, на ремонт дорог, но осваиваются они при неблагоприятных погодных условиях, что само по себе приводит к браку. Да и к качеству производимых работ есть серьезные вопросы. У нового губернатора, как и у старого, слова расходятся с делами. Он говорит, что лучше сделать меньше дорог, но качественно. Как же делаются дороги на деле, я написал выше. Губернатор говорит, что каждый рубль из казны должен идти на развитие региона: на улучшение качества жизни людей, на укрепление социальной сферы.
- «Нужно максимально ускорить работу по снятию барьеров для ведения бизнеса, для привлечения инвестиций в региональную экономику, нужно создать новые рабочие места и увеличить доходы регионального бюджета».

Что мы наблюдаем в действительности? Налоговая служба изменила прогноз на 2017 год, снизив ожидаемые поступления на 2,5 миллиарда рублей. Бюджет на 2018 год принимается на 1,3 миллиарда рублей меньшим, нежели принимался бюджет в 2016 году на 2017 год. Индекс промышленного производства в Новгородской области вырос за 9 месяцев текущего года в два раза меньше, нежели за 2016 год. Добыча полезных ископаемых уменьшилась на 15,6%. Индекс обрабатывающих производств также растет в два раза медленее, чем в 2016 году. Индекс производства сельскохозяйственной продукции составил всего 90,7% по отношению к аналогичным показателям 2016 года. Объём работ в строительстве уменьшился на 27,6%, темпы ввода жилья уменьшились на 19,7%. Перевезено пассажиров на 8,7% меньше, чем в 2016 году. Стоимость условной минимальной корзины продуктов питания увеличилась на 3,5%. Убыточными предприятиями получен убыток на 40,2% выше, нежели в 2016 году. И уровень жизни также понизился на 0,6%.

Теперь на счет административных барьеров. Слова словами, но я все привык испытывать на себе. Мой сын приобрел на аукционе земельный участок. Перед покупкой, он объяснил чиновникам, зачем он покупает данную землю. Чиновник пообещал, что никаких проблем с переводом статуса участка (земля сельхозназначения) не возникнет. Тем более, что данный кусок земли даже в советские времена не использовался для нужд сельского хозяйства. В сельском поселении все поддерживают перевод статуса этого участка, а область – не переводит. Мои источники в областной администрации говорят, что это Сомов препятствовал переводу. Сомова уже давно нет в Новгородской области, а ситуация не меняется уже около 4 лет: за эти годы на месте этого участка могла бы быть построена турбаза, гости которой употребляли бы экологически чистые продукты, выращенные на земле Боровичского района. В бюджет поступали бы налоги – но вместо этого, поступают копейки за землю сельхоз назначения. Это к вопросу об отсутствии барьеров для ведения бизнеса – со времен прежнего губернатора не изменилось ничего.

В результате такого отношения бизнес не вкладывается в приобретение земли на аукционах, не реализует проекты, которые могли бы приносить прибыль. Земля зарастает борщевиком, а борщевик, как известно, прибыль не приносит – он приносит бюджету лишь убытки, требуя финансирование на борьбу с этим вредным растением. Кроме трат на борьбу с борщевиком, из бюджета также изымаются деньги на повышение зарплат высокопоставленным чиновникам – а эффекта от их работы мы не видим. Андрей Никитин, на первом заседании правительства 27.02.2017 также говорил о переработке мусора. Но никаких действий в этом направлении я не вижу. На этом же совещании, выслушав бравурный доклад Е. Богданова, губернатор выразил мнение, что согласно докладу, у нас все хорошо, а будет – еще лучше. После чего резюмировал, что нам есть куда расти и двигаться.

Напомню, по итогам прошлого года, по рейтингу инвестиционной привлекательности наш регион находится на 53-м месте. Андрей Никитин поставил цель войти в двадцатку наиболее привлекательных регионов России. При Прусаке, если мне не изменяет память, Новгородская область находилась на первом месте по иностранным инвестициям. При Митине в 2009-2010 годах – на третьем месте по привлекательности для иностранных инвестиций. При Никитине Евгений Богданов 13 февраля сказал в СМИ, что у нашего региона есть шанс стать лидером в России – и, предположу, именно за это был назначен заместителем губернатора. Других результатов в инвестиционном направлении мы пока не видим.

Мы имеем возможность вложить в развитие Новгородской области сотни миллионов рублей, равно как и мои знакомые предприниматели, которые имеют такую возможность, но не имеют желания. Не возникает желания, потому что они люди опытные, понимают, что как только возникает инвестор, так сразу же возникает и чиновник, желающий его доить. Вот и получается, что Никитин ждет инвесторов, а инвесторы ждут губернатора. А дальше как в песне: не сойдется Москва с Невой или с Волховом или со Мстой. В Боровичах о словах и делах Никитина красноречиво говорит Центр Культурного Развития. Губернатор ругал Марину Костюхину за то, что за 1,5 года при ней было построено 90% здания. После чего дал поручение новой власти, завершить строительство к июлю. Сейчас на дворе декабрь, т.е. прошло в два раза больше времени, нежели контрольный срок, который определил губернатор. Вот и получается, что губернатор, сказавший, что надо бежать в два раза быстрее, сам бежит в два раза медленнее им самим же установленных параметров, а также раз в пять медленнее тех, кого он ругал за медлительность».




Tags: общество, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments