roni_elman (roni_elman) wrote,
roni_elman
roni_elman

Рудольф Штайнер. Духовные иерархии. 10-й доклад, часть 1

18 апреля 1909 г., вечером




Помимо вопросов, поставленных в завершении нашего предыдущего доклада, по теме наших докладов можно было бы, вероятно, еще многое изложить, но в десяти докладах просто невозможно с исчерпывающей полнотой поговорить обо всех наших мирах. Поэтому разрешите мне, чтобы я, прежде чем перейти к нашим вопросам, сделал бы несколько замечаний, которые в некоторой степени также связаны с нашим завершающим рассмотрением. Первое замечание, которое я должен сделать, является трудным для современного сознания, можно, пожалуй, сказать, сначала вообще непонятным. И все же лучше знать о существовании этого факта. Вопрос этот состоит в следующем: как же, собственно говоря, вновь исчезают эти планетарные образования? В духовном плане вам совершенно ясно, каким образом происходит развитие: различные существа поднимаются на более высшие ступени, и в ходе такого восхождения они должны покидать свою прежнюю сцену, свое прежнее обиталище, служившее им в течение некоторого времени для развития определенных способностей, которые они иначе не смогли бы развить.





Когда же в ходе эволюции наступило то время, которое мы называем древним лемурийским временем, человек в своем развитии уже продвинулся настолько далеко вперед, что уже успел повторить все то, это было достигнуто в результате развития Сатурна, Солнца и Луны. Тогда он вступил на место жительства нашей земной эволюции, которая возникла именно для его дальнейшего развития. Человек развивался в течение лемурийского и атлантического периодов вплоть до нашего времени; он продолжит свое развитие и в будущем, переходя, как мы уже знаем, от инкарнации к инкарнации. Однако через какое-то время человек будет вынужден вновь покинуть Землю, ибо она больше ничего не сможет дать ему, ибо она уже не сможет предложить ему никаких возможностей для дальнейшего развития. А теперь вы можете себе представить, что когда человек покинет нашу Землю, она станет, так сказать, необитаемой грудой мусора. Вы могли бы сравнить ее с городом, который внезапно покинуло все его население. Вам, конечно, известно, как выглядит такой город спустя некоторое время, как он постепенно становится похожим в некотором роде на земляной холм. Вид древних городов, изъятых, так сказать, из царства земли, дает достаточно близкую картину этого. Так обстоит дело сегодня. Но с будущим Земли дело не будет так обстоять.

Ответом на вопрос о том, какое же будущее ожидает нашу Землю, вам может послужить следующее наблюдение: что же, собственно, представляют собой для земного развития такие люди, как, например, Леонардо да Винчи, Рафаэль или другие гении в той или иной области? Какое значение имел для дальнейшего развития Земли тот факт, что Рафаэль или Микеланджело создали прекраснейшие произведения искусства, которые и в наши дни дарят радость тысячам и тысячам людей? Быть может, некоторые из вас, дорогие мои друзья, испытывали скорбь при виде "Тайной Вечери" Леонардо да Винчи, задавая себе в Милане перед этой картиной горький вопрос: как долго сможет еще сохраниться это дивное произведение Леонардо да Винчи? Ибо не следует забывать о том, что Гете, например, во время своего путешествия в Италию любовался этим произведением искусства еще в полном его блеске, тогда как для нас это уже не возможно. Таким образом, со времени Гете и вплоть до наших дней с этим произведением искусства во внешнем материальном мире произошли такие изменения, один вид которых производит самое горестное впечатление. Это произведение искусства не сохранится для людей, которые будут жить после нас спустя столько же времени, сколько и мы после Гете. Такова участь всего того, что человек создает на Земле и что воплощается в физической материи на Земле.

Такая же участь, в сущности, ожидает саму Землю, и все творения человеческой мысли. Перенеситесь в духе в те времена, когда люди станут поистине одухотворенными существами и совершат восхождение в высшие сферы. Мысли в современном значении - я отнюдь не имею в виду научные мысли, ибо они через триста-четыреста лет вообще не будут иметь никакого значения - человеческие мысли вообще, имеющие сейчас определенное значение для Земли и исходящие из мозга, естественно, не имеют никакого значения для высших миров, они имеют значение только для Земли. Но человек покинет Землю. Что же тогда будет со всем тем, что было создано людьми на Земле на протяжении многих веков и тысячелетий? То, что необходимо в первую очередь учитывать в духовном плане - это, естественно, эволюция индивидуальности. Леонардо да Винчи поднялся на высшую ступень благодаря всему тому, что было создано им; в этом и состояло его возвышение. Мы же можем спросить себя: неужели те великие мысли, те могучие импульсы, которые запечатлены великими творцами в земной материи, ничего не значат для будущего Земли? Неужели будущее превратит Землю в прах, в пыль, и все то, что человек создал на Земле, исчезнет с ней? Вы восхищаетесь Кельнским собором. Разумеется, через некоторое сравнительно небольшое время от него не останется и камня на камне; но неужели же те мысли, которые человек облек в камни и запечатлел в Кельнском соборе, не имеют никакого значения для всей Земли?

А теперь отвлечемся от всего, что создано человеком на Земле, и обратим взгляд на саму Землю. Видите ли, планета действительно в ходе своего развития становится все меньше и меньше; она сжимается. Такова судьба материи планеты, но это еще не все, это лишь нечто из того, что может наблюдать на планете, так сказать, физический глаз и что могут воспринимать физические приборы. Развитие материи продолжается и за этой гранью. А теперь давайте рассмотрим это развитие материального за этой гранью; это и есть именно то, о чем я говорил как об очень трудном для восприятия современного сознания и даже, возможно, недоступном для него. Дело в том, что Земля постоянно сжимается. Вследствие этого материя со всех сторон стягивается к центру. И теперь я утверждаю, разумеется, вполне осознанно, что существует некий закон сохранения силы, абсолютно известный, однако, каждому оккультисту: материя все больше и больше стремится к центру, и самое удивительное заключается в том, что в этой самой центральной точке материя исчезает.

Чтобы представить себе это более наглядно, вообразите, что у вас имеется кусок материи, все более и более сжимающийся по направлению к центру - и исчезающий в нем. Он не переходит ни в какой иной план, он действительно просто-напросто исчезает в центре! Итак, представьте себе, что когда-нибудь вся Земля, сжав в центре все материальные частицы, бесследно исчезнет в этом самом центре. Но это еще не все. В той же степени, в какой она исчезает в центральной точке, она, т. е. Земля, вновь появляется в окружающем пространстве, на периферии. Там снаружи она вновь появляется. В одном месте пространства материя исчезает, в другом она вновь возникает из внешнего плана. Все, что исчезло в центральной точке, вновь возникает в окружающем пространстве, стягивается к центру, причем - таким образом, что в этой материи заключается все то, что запечатлели в ней все те существа, которые совместно трудились на этой планете. Причем это содержится, естественно, не в своей сегодняшней форме, но в той форме, которую оно обретет в результате всех этих преобразований. Так что вы сможете увидеть Кельнский собор, в то время как его материальные частицы исчезают в центре, вновь возникающим на другом плане. Ничто из того, что было создано на планете, не исчезает бесследно, все вновь возвращается.

Все то, что существовало до начала развития нашей Земли, перейдя в него из развития Сатурна, мы должны расположить как бы вне Зодиакального круга, за его пределами. Древняя вселенская мудрость называла это кристальной небесной сферой, где хранятся деяния существ более ранних стадий эволюции. Именно они образовали, так сказать, то, на основе чего новые существа начали творить. Как уже было сказано, все это очень трудно понять современному сознанию, которое привыкло всюду видеть лишь материальное, ибо для него совершенно непривычно сознавать, что материальное способно в одной точке трехмерного пространства исчезать, а после этого, пройдя через другие измерения, возникать вновь в другой точке. До тех пор, пока вы со своими представлениями остаетесь в рамках трехмерного пространства, вы не можете воспринимать это, ибо оно выходит за пределы трехмерного пространства. Поэтому все это остается невидимым до тех пор, пока вновь не возвратится в трехмерное пространство. В паузе между этими появлениями оно пребывает в другом измерении. Этот факт мы всегда должны учитывать, ибо все явления нашей системы мироздания разнообразнейшим образом взаимосвязаны друг с другом, и то, что находится на каком-то определенном месте, нередко весьма сложным образом связано с чем-то другим, находящимся совершенно на другом месте трехмерного пространства.
Мы уже говорили о том, что образование нашей планеты началось с древнего Сатурна. И действительно, оно началось именно так.

Затем оно продолжилось далее, вплоть до Юпитера. И вот, когда все сотворенное достигло Юпитера, то, как вы знаете, все существа, окружающие Юпитер, также были деятельны при этом. Однако подобно тому, как действуют и развиваются дальше существа внутри планетарной системы, действуют и существа, пребывающие вне этой системы, вокруг нее. И подобно тому, как определенные существа отступают из окружности, так и от существ, пребывающих снаружи в мировом пространстве, отступают определенные существа. И подобно тому, как древний Юпитер подвергся сжатию, так и под воздействием отступающих назад существ подверглась сжатию и то, что не связано с нашим развитием, а, увлекая за собой существ, сначала являлось Ураном, затем, во время развития Марса, было названо Нептуном. Названия Уран и Нептун были выбраны, естественно, не так, как древние подбирали подходящие названия для соответствующих вещей, хотя в самом названии Уран еще заключен особый смысл. Оно было дано тогда, когда еще сохранялось некое слабое воспоминание о том, как следует правильно давать название, и поэтому с названием Урана связано все то, что пребывает за пределами нашей окружности.

Итак, мы видим, что обе эти планеты, которые наша современная астрономия рассматривает в качестве совершенно равнозначных по сравнению с другими планетами, находятся в совершенно ином положении, ибо они, в сущности, не имеют никакого особенного отношения к становлению нашего мира. Они представляют собой такие миры, которые возникли в результате того, что существа, еще имевшие к нам некоторое отношение во время Сатурна, отстранились и образовали для себя места обитания во внешнем плане. На основании этого вы можете дать объяснение многим вещам, например, тому, что у этих планет существуют спутники, вращающиеся в обратном направлении, а также многим другим явлениям.
Итак, мы набросали эскизную схему становления нашей солнечной системы и можем теперь спросить себя, какое, собственно говоря, место занимает человек по отношению к этим существам высших иерархий, которые, по сути, являлись его предшественниками? Мы можем начать с наивысших иерархий - Серафимов, Херувимов и Престолов и, охарактеризовав их соответствующим образом, составить себе верное представление о человеке. Если бы мы сумели подняться выше Серафимов, мы оказались бы в сфере Божественной Троицы. В чем же, собственно, заключается то отличие, которое выделяет Серафимов, Херувимов и Престолов как нечто особенное среди всех существ мироздания?

Они обладают тем, что принято именовать "непосредственным созерцанием Божества". Они изначально обладают той способностью, к которой человек должен постоянно стремиться в ходе своего развития. Мы, люди, говорим: мы должны исходить из нашего сегодняшнего уровня, чтобы постоянно достигать все более высших сил познания, воления и т. д. Благодаря этому мы будем все ближе и ближе к божественному, все понятнее будет становиться для нас божественное. Однако мы говорим себе: мы, развиваясь, стремимся к тому, что скрыто от нас, к божественному. В этом и состоит различие между Серафимами, Херувимами, Престолами и человеком - эти высшие существа духовных иерархий с самого начала своего развития пребывают непосредственно вокруг божественной сущности, вокруг божественной Троицы, наслаждаясь лицезрением божественного. Они изначально имеют то, чего человек должен достичь в результате своего развития. Итак, бесконечно важно знать, что эти существа с момента своего возникновения лицезреют Бога, и что на протяжении всего своего бытия они непрерывно лицезреют Бога. Все, что они делают, все, что они совершают, они совершают из этого лицезрения, Божество совершает это через них. Они не могли бы иначе, для них никогда не было бы возможно действовать иначе, чем они это делают, ибо лицезрение Божества имеет такую силу, так действует на них, что они с непосредственной уверенностью и из непосредственного побуждения совершают то, что поручает им Божество. В кругу этих существ не было ничего подобного размышлению, суждению, они созерцают лишь божественное распоряжение, которое сообщает им непосредственное побуждение осуществлять все созерцаемое ими. И при этом они созерцают Божество в его первозданном, истинном образе, таким, каким является это Божество. Себя самих они рассматривают лишь в качестве исполнителей Божественной Воли, Божественной Мудрости. Вот так обстоит дело с высшими иерархиями.

Спустившись к следующей иерархии, к тем существам, которых мы называем Господствами, Силами и Властями, или Духами Мудрости, Духами Движения и Духами Формы, мы должны будем сказать: им больше недоступно такое непосредственное лицезрение Божества. Они созерцают Бога уже не в непосредственном, истинном образе, то есть не таким, каким он является, но в его проявлениях, в том, как он, если я имею право так выразиться, являет свой Лик. У них, естественно, не возникает никаких сомнений, что это и есть Божество; для них, как и для Серафимов, Херувимов и Престолов, это непосредственный импульс следовать откровениям Божества. Этот импульс у них уже не столь мощен, но остается столь же непосредственным. Для Серафимов, Херувимов и Престолов было бы невозможно сказать, что они не станут исполнять предначертаний Божества; это было бы совершенно немыслимо вследствие той близости к Божеству, в которой они пребывают. Точно так же для Господств, Сил и Властей в известном смысле совершенно исключается предпринять что-то, чего не желает само Божество.

Поэтому должно было произойти нечто особенное, чтобы развитие мира вообще могло продолжаться. Здесь мы приближаемся к такой области, которая была всегда непонятна для людей, даже для тех, которые продвинулись до определенной ступени мистериальной мудрости. Но в древних мистериях это стремились сделать доступным для понимания посредством следующего. На определенной ступени посвящения в таинства мистерий в древних мистериях посвящаемому показывали различные враждебные силы, имевшие жестокий и ужасающий внешний облик, и совершавшие перед глазами посвящаемого ужасные деяния. Совершали все это не кто иные, как замаскированные жрецы, замаскированные мудрецы. Для того чтобы осуществить необходимые испытания, жрецы облачались в особые одежды, принимая облик ужасных демонов, отталкивающих существ, совершавших самые отвратительные и омерзительные вещи, которые только мог представить себе человек. Что же лежало в основе всего этого? Для того чтобы показать посвящаемому, насколько сильно может направление развития отклониться от прямого пути, ему показывали жреца, совершающего посвящение, под маской Злодея, под ликом Зла.

У посвящаемого должна была возникнуть иллюзия, что прямо перед ним находится Зло, и лишь затем, когда жрец снимал маску, он мог видеть истину. При этом иллюзия исчезала, и посвящаемый видел и понимал, что он подвергается испытанию. Для того чтобы придать ему силы и защитить от Зла, это Зло во всем его отвратительном образе показывали и изображали ему мудрецы-жрецы, которые, естественно, на самом деле не уклонялись от истины. Это было лишь отражением того, что действительно произошло в космическом развитии. Во время паузы между развитием Юпитера и Марса из сферы Сил было, если позволено будет воспользоваться столь тривиальным выражением, откомандировано определенное число существ; они были включены в процесс развития таким образом, чтобы вместо содействия развитию при его продвижении вперед они создавали бы различные препятствия на этом пути. Это и было именно то, что мы уже назвали битвой на небесах. Таким образом, в процессе развития были вовлечены деяния тех, если можно так выразиться, откомандированных сил, ибо управляющие мировые силы иерархий должны были сказать: все то, что возникло, никогда бы не смогло возникнуть, если бы путь развития оставался только прямым. А возникнуть должно было поистине великое.

Представьте себе, что вы должны двигать тележку. Толкая ее вперед, вы тем самым определенным образом развиваете свои силы. Если на тележку положен более тяжелый груз, вам будет труднее толкать ее, но зато ваши силы будут развиваться эффективнее. Представьте себе, что Божество оставило бы эволюцию мира таким, каким оно было на стадии Юпитера, естественно, люди могли бы при этом развиваться достаточно хорошо, но еще более сильным человеческий род смог бы стать лишь в том случае, если бы на пути его развития лежали определенные препятствия. Для блага всего человечества должны были быть откомандированы определенные Силы. Поначалу эти силы были отнюдь не злыми, их вовсе не следует считать злыми силами, напротив, мы даже можем сказать, что они принесли себя в жертву, когда они стали препятствием на пути дальнейшего развития. Поэтому эти силы можно было бы назвать "Богами препятствий" в широком смысле этого слова. Они - поистине боги препятствий, трудностей, воздвигнутых на пути дальнейшего развития, и с этого времени возникла возможность для всего того, что произошло в будущем. Эти откомандированные силы сами по себе не были еще злыми, напротив, они были великими покровителями развития в результате того, что подняли настоящую бурю противодействия нормальному развитию. Но они в то же время явились источниками зла, ибо вследствие бури противодействия, поднятой ими, стало постепенно развиваться зло.

Естественно, путь развития этих "откомандированных" сил пошел в совершенно ином направлении, чем путь развития их братьев. Их воздействие приобрело совершенно иной характер, и следствием этого явилось то, что эти силы во время развития Луны стали в определенном отношении соблазнителями тех существ, которых мы называем Ангелами. Ангелы прошли свою человеческую ступень во время лунного развития. Среди обитавших на Луне Ангелов были и такие, которые, так сказать, видели, какое влияние на происходящее оказывают различные препятствия, и они сказали себе: мы можем вмешаться в ход событий и победить все эти препятствия, погрузившись в поток лунного развития, однако мы предпочитаем не вмешиваться, мы не хотим погружаться во все это, мы хотим остаться с добрыми богами. Эти ангельские существа в некий определенный момент лунного развития, так сказать, оторвались от тех Сил, которые создавали различные препятствия для дальнейшего развития Луны. Однако на Луне существовали и другие ангелоподобные существа, и они сказали себе: Мы не будем следовать их примеру, ибо, если бы мы последовали за ними, развитие вновь повернуло бы назад, и ничего нового в это развитие уже не смогло бы вступить. Между тем именно в результате того, что такие препятствия действительно существовали, в развитие Луны было привнесено нечто новое.

Существа, сказавшие себе: я не имею никакого отношения к тому, что происходит внизу, я остаюсь с силами, не причастными ни к чему низшему, - эти существа выделились из Лунной массы в процессе развития древней Луны и подпали под влияние всего того, что происходит и существует на Солнце. Они не остались со всем тем, что происходило на брошенной Луне, где существовали различные препятствия. Те же существа, которые остались в низшем плане, должны были теперь принять во всю свою телесную субстанцию, во все то, что они взяли от Луны, помимо всего прочего, и препятствия развитию; они были вынуждены, так сказать, стать более плотными, чем это было бы иначе. Их телесные оболочки делались плотнее, чем они сделались бы иначе, в своих телах они несли последствия деяний Сил. Однако деяния Сил основывались на Божественном плане Мироздания, о чем мы должны всегда помнить. Дальнейшим следствием этого явилось то, что, когда развитие Луны постепенно перешло в развитие Земли, все происходившие при этом явления в известной степени повторились, что те существа, которые были вовлечены в бурный поток развития Луны, остались позади тех, которые вообще не желали ничего знать об этом, и что другие существа, втянутые в процессы, тормозящие развитие, еще больше отстали в своем развитии.
https://philologist.livejournal.com/8106749.html




Tags: культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments